90-92

К 130-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

АКАДЕМИКА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

(1891 – 1951)



Сергей Иванович Вавилов – выдающийся учёный мирового масштаба, академик, Президент Академии наук СССР. Областью его исследований была физическая оптика. Его деятельность в годы Великой Отечественной войны была связана с Йошкар-Олой и Поволжским лесотехническим институтом (ныне Поволжский государственный технологический университет).

Сергей Иванович Вавилов родился 12 (24) марта 1891 года в Москве. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, который окончил в 1914 году по специальности «Физика». В июле 1914 года С.И. Вавилов поступил вольноопределяющимся в армию и всю Первую мировую войну служил в различных технических частях Российской армии. С 1918 по 1932 год он работал в МВТУ, читал курсы физики и теоретической светотехники, заведовал отделением физической оптики в Институте физики и биофизики Наркомздрава РСФСР. В 1926 году работал в Германии в физическом институте Берлинского университета. В 1931 году в связи с назначением научным руководителем Государственного оптического института (ГОИ) С.И. Вавилов переехал в Ленинград. Одновременно учёный возглавлял физический отдел Физико-математического института АН СССР в Ленинграде. В том же году был избран членом-корреспондентом, а через год и действительным членом Академии наук СССР. По мнению многих ведущих учёных – современников и последователей, Сергей Иванович Вавилов был выдающимся учёным. Наибольшую известность снискал открытый им в 1933 – 1934 гг. вместе со своим аспирантом П. А. Черен­ковым эффект «Вавилова – Черенкова». Только смерть не позволила С. И. Вави­лову стать Нобелевским лауреатом. Им в 1958 году стал его ученик – П. А. Черен­ков.

С. И. Вавилов работал в редколлегиях ведущих научных журналов, таких как «Природа», «Журнал экспериментальной и теоретической физики», «Физический журнал», «Материалы к библиографии учёных СССР», «Доклады Академии наук СССР».

После разделения в 1934 году Физико-математического института на два самостоятельных института – Физический институт (ФИАН) и Математический институт им. В.А. Стеклова (МИАН) С. И. Вавилова назначили директором знаменитого ныне ФИАН. В качестве представителя советской науки он был командирован в Польшу, Италию, Германию, Францию, Австрию для ознакомления с работой оптических лабораторий и заводов для развития физической оптики в стране с прицелом на решение задач повышения её обороноспособности.

Пришла война. Враг быстро приближался к Ленинграду и Москве. Чтобы сохранить кадры учёных крупнейших научных учреждений и научную базу, было решено эвакуировать Государственный оптический институт из Ленинграда и Физический институт. Академию наук при этом эвакуировали в Казань, туда же эвакуировали ФИАН, а ГОИ эвакуировали в г. Йошкар-Олу.

Сотрудник ГОИ А.В. Луизов вспоминал: «Через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны мы узнали о решении эвакуировать наш институт из Ленинграда. Куда мы должны выехать? Куда-то за Волгу, в Йошкар-Олу. Однако это не обрадовало нас: в таком маленьком городе сможет ли развернуть работу наш институт? Прибыли в Йошкар-Олу. Разместились в здании лесотехнического института. Обновили электропроводку, аудитории разделили на небольшие лабораторные комнаты. Потеснились в своих квартирах горожане, и всем работникам института нашлась жилая площадь. Многие йошкаролинцы стали работать в институте, в его отделах, мастерских».

Лабораторное и механическое оборудование разместили в том же здании, а вспомогательные цеха – столярный, водопроводный, ремонтно-механический и другие – в помещении бывшей детской технической станции. Сергей Иванович Вавилов с женой Ольгой Михайловной жили в центре г. Йошкар-Олы, на ул. Волкова. В марийской столице вместе с Вавиловым жили и трудились 8 профессоров, 12 докторов наук, 30 кандидатов наук.

В Йошкар-Оле для нужд ГОИ был построен стекольный завод, где изготовляли различные виды оптического стекла, большую часть которого отправляли на шлифовку в Казань, куда был эвакуирован Физический институт.

С.И. Вавилов был настоящим трудоголиком. Вот как о нём отзывался его коллега, советский радиофизик, академик Б.А. Введенский: «Вспоминается, как Сергей Иванович отзывался о десятичасовом дне чуть не как об отпускном режиме, ибо сам работал существенно больше десяти часов в день. Так было не только во время Великой Отечественной войны...». С.И. Вавилов и в эвакуации руководил обоими институтами, разделёнными большим расстоянием, которое нелегко было преодолевать в условиях военного времени. Академик А.А. Лебедев писал о Вавилове: «Особенно глубокое впечатление производила на нас та непреклонность, с которой он в период Отечественной войны совершал частые поездки по железной дороге из Казани, где находился Физический институт, в Йошкар-Олу, где был Оптический. Его ничто не могло остановить: ни переполненные вагоны, в которых иногда всю ночь приходилось стоять, ни томительное ожидание поезда, редко ходившего по расписанию и часами простаивавшего на станциях или даже между ними, «набирая пары». Удивительно было видеть в этом хрупком на вид человеке такую волю, роднившую его с нашими воинами-героями, которые насмерть стояли перед лицом врага, защищая свою Родину». Эти регулярные поездки не проходили даром: С.И. Вавилов часто болел. Однажды он заболел тяжело – у него одновременно случился инфаркт и воспаление лёгких. Кое-как ему удалось подняться на ноги и снова взяться за работу, хотя до полного выздоровления было далеко. 


Объединёнными усилиями учёных ГОИ и ФИАН в годы войны были сделаны научные открытия и изобретения, способствовавшие эффективности боевых действий советских войск (в активе учёных было свыше 70 оптических образцов). Это длиннофокусные и светосильные объективы для аэросъёмки; применение оптики ГОИ в артиллерийском и боевом оборудовании танков; перископический прибор для фотографирования вражеских позиций из глубины траншей и окопов; фотообъективы, названные в честь марийского озера «Таир» и «Телемар» (т. е. телескопический марийский); оптическая установка для ведения прицельного огня в ночное время; полевой фотоувеличитель; люминесцентные лампы для подводных лодок; спецтралы для подрыва на безопасном расстоянии акустических мин и средства светомаскировки; светящиеся покрытия для приборных щитов самолётов, прожекторные установки и др.

В 1943 году Вавилов назначается уполномоченным Государственного комитета обороны. В течение двух лет он осуществляет координацию работ по военной оптике, для чего неоднократно ездил в Москву. В 1943 году С.И. Вавилову присуждается Сталинская премия за научные работы по физической оптике: «Теория концентрационного тушения флуоресценции растворов», «Теория концентрационной деполяризации флуоресценции в растворах» и «Визуальные измерения квантовых флуктуаций». Он награждается орденом Ленина за успешную работу по развитию отечественной оптико-механической промышленности, выполнение заданий правительства по разработке новых образцов оптических приборов и научные достижения. В 1945 году С.И. Вавилова награждают вторым орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники в связи с 220-летием Академии наук.

Практически сразу после войны 17 июля 1945 года С.И. Вавилов был избран Президентом Академии наук СССР. Начался новый этап его научно-организационной деятельности по восстановлению и развитию материальной базы науки, выработки новых направлений исследований, подбору научных кадров. Он смог сделать очень многое и по восстановлению академических традиций, и по развитию новых направлений исследований, и по строительству новых институтов, лабораторий, станций и баз. Велик его вклад в работу по организации ядерной программы страны, ракетостроения и созданию радиофизических направлений. Работая в этих направлениях, он смог помочь многим учёным и обычным людям, подвергшимся необоснованным репрессиям и гонениям.

С.И. Вавилов по праву считается выдающимся Президентом Академии, крупнейшим организатором научной деятельности в стране. «Для Вавилова как человека было характерно спокойное и сдержанное достоинство. Он внушал глубокое уважение здравостью своих суждений, цельностью и прямотой своего характера. Он умер на посту, по всей вероятности, в результате переутомления, однако проделанная им работа на пользу Родины превосходит обычно выпадающую на долю одного человека. Наряду с Ломоносовым его будут считать одним из великих создателей науки в СССР», – писал о нём Джон Десмонд Бернал— британский физик.


По материалам:

http://www.ras.ru/News/ShowNews.aspx?ID=44c8fcdf-d79e-4241-a866-23cf776e446a

https://www.volgatech.net/


© 2006-2025 Поволжский государственный технологический университет, ФГБОУ ВО «ПГТУ».
При использовании текстовой информации, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна.

Разработано компанией «Цитрус»

Нашли ошибку?
Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter



Здесь тоже можно
прокручивать колесиком мыши